Четверг, 21.09.2017, 17:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Непознанное
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



Тайны Атлантического океана

Атлантический океан известен человеческой цивилизации с незапамятных времён. Именно здесь, по древним преданиям, находился таинственный остров Атлантида, ушедший под воду семнадцать тысяч лет назад. Жил на нём воинственный и мужественный народ (атланты), а царствовал над ним бог Посейдон вместе с женой Клейто. Имя их старшего сына было Атлан. В его честь, омывающее эту землю безбрежное море и было названо Атлантическим.


Загадочная цивилизация канула в лету, море переименовали в океан, а название так и осталось. Никуда не делись и тайны Атлантического океана. По прошествию столетий их меньше не стало. Но прежде чем ознакомиться со всем необычным и загадочным, необходимо получить общее представление о величественных водах, омывающих одновременно и берега жаркой Африки, и земли старушки Европы, и далёкое, покрытое дымкой сказочных преданий скалистое побережье Американского континента.

В наши дни Атлантическим океаном называют огромный водоём на планете Земля, на который приходится 25% объёма Мирового океана. Его площадь равна почти 92 млн. км² вместе с примыкающими морями и атлантической частью Южного океана. С севера на юг воды Атлантики протянулись на 15,5 тыс. км, а с запада на восток, в самой узкой части (от Бразилии до Либерии), имеют ширину в 2,8 тыс. км.

Если же взять расстояние атлантических вод от западного побережья Мексиканского залива до восточного побережья Чёрного моря, то здесь будет совсем другая цифра – 13,5 тыс. км. Глубина океана тоже здорово разница. Её средняя величина составляет 3600 м, а максимальная зафиксирована в желобе Пуэрто-Рико и соответствует 8742 метрам.

Дно Атлантики поделено вдоль на две части Срединно-Атлантическим хребтом. Он в точности повторяет очертания огромного водоёма и тянется широкой извилистой гористой цепью: с севера – от хребта Рейкьянеса (Исландия), до Африканско-Антарктического хребта на юге (о. Буве), заходя за границу распространения арктических льдов.

Справа и слева от хребта разбросаны котловины, желоба, разломы, небольшие хребты, которые делают рельеф океанического дна очень сложным и запутанным. Береговая линия (особенно в северных широтах) тоже имеет не простую структуру. Она сильно изрезана небольшими заливами, имеет обширные акватории, которые глубоко вдаются в сушу и образуют моря. Неотъемлемой частью являются и многочисленные проливы в прибрежной зоне материков, а также проливы и каналы, соединяющие Атлантику с Тихим океаном.

Атлантический океан омывает берега 96 государственных образований. Его собственностью являются 14 морей и 4 крупных залива. Богатый разнообразием климат в этих географических и геологических частях земной поверхности обеспечивают многочисленные поверхностные течения. Они полноводно текут во всех направлениях и подразделяются на тёплые и холодные.

В северных широтах, до экватора, господствуют Северное Пассатное, Гольфстрим и Северное Атлантическое течения. Они несут тёплые воды и радуют окружающий мир мягким климатом и высокими температурами. Этого нельзя сказать о течениях Лабрадор и Канарском. Последние относятся к холодным и создают на прилегающих землях морозную и слякотную погоду.

Южнее экватора картина такая же. Здесь правят бал тёплые Южное Пассатное, Гвинейское и Бразильское течения. Холодные же Западных Ветров и Бенгальское стараются ни в чём не уступать своим более гуманным коллегам и тоже вносят свой посильный негативный вклад в формирование климата южного полушария. В целом же, средняя температура на поверхности Атлантического океана равна плюс 16° по Цельсию. У экватора она может доходить до 28° по Цельсию. А вот в северных широтах очень холодно – здесь вода замерзает.

Из сказанного не трудно догадаться, что с севера и юга воды Атлантики зажаты вечными гигантскими ледяными корками. Правда на счёт вечности небольшой перебор, так как частенько от них откалываются очень больших размеров глыбы льда и начинают медленно дрейфовать в направлении экватора. Глыбы такие называют айсбергами, а двигаются они на севере от Гренландии вплоть до 40° с. ш, а на юге от Антарктиды до 40° ю. ш. Их остатки наблюдаются и ближе к экватору, достигая 31-35° южных и северных широт.

Очень большие размеры – понятие растяжимое. Если говорить более конкретно, то попадаются айсберги, длина которых составляет десятки километров, а площадь иногда превышает 1000 км². Эти льдины могут годами путешествовать по просторам океана, скрывая свою истинную величину под водной поверхностью.


Айсберг
Дело в том, что над водой сияет голубизной гора льда, которая соответствует только 10% от всего объёма айсберга. Остальные 90% этой глыбы скрыты в океанических глубинах в связи с тем, что плотность льда не бывает больше 940 кг/м³, а плотность морской воды на поверхности колеблется в пределах от 1000 до 1028 кг/м³. Обычная, средняя высота айсберга, как правило, соответствует 28-30 метрам, его же подводная часть чуть более 100-120 метров.

Встреча с таким морским путешественником для судов никогда не была в радость. Наибольшую же опасность он представляет уже в зрелом возрасте. К этому времени айсберг значительно подтаивает, центр его тяжести смещается, и огромная ледяная глыба переворачивается. Её подводная часть оказывается над водой. Она не сияет голубизной, а представляет из себя тёмно-синюю ледяную шапку, которую, особенно в условиях плохой видимости, очень трудно различить на поверхности океана.


Гибель Титаника
Характерным примером коварства плавучих ледяных глыб может являться гибель «Титаника», произошедшая в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Он затонул через 2 часа 40 минут после столкновения с айсбергом в северных водах Атлантического океана (41° 43′ 55″ с. ш., 49° 56′ 45″ в. д.). Результатом этого стала гибель 1496 пассажиров и членов экипажа.

Правда нужно сразу оговориться: списывать всё на «заплутавший» айсберг довольно неосмотрительно. Это кораблекрушение и в наши дни является одной из величайших тайн Атлантического океана. Разгадки причин трагедии до сих пор нет, хотя различных верский и предположений великое множество.


Титаник
Как предполагается, самый большой пассажирский корабль мира (длина 269 м, ширина 28,2 м, водоизмещение 46 300т) столкнулся с айсбергом, который имел почтенный возраст и видимо уже не один раз переворачивался в воде. Его тёмная поверхность не давала отблесков, она сливалась с водной гладью океана, поэтому своевременно заметить огромную плавучую ледяную глыбу было очень сложно. Виновника трагедии распознали только тогда, когда он оказался от судна на расстоянии в 450 метров, а не за 4-6 км, как обычно происходит в подобных ситуациях.

Гибель «Титаника» наделала много шума. Это была мировая сенсация начала второго десятилетия двадцатого века. Главным образом всех поражало – как мог такой огромный и надёжный корабль так быстро затонуть, утянув за собой на дно сотни и сотни несчастных людей. В наши дни, истинные причины страшной трагедии многие исследователи склонны видеть не в злосчастном айсберге (хотя его косвенную роль мало кто отрицает), а совсем в других факторах, которые почему-то, в своё время, были скрыты от широкой общественности.

Официальное заключение комиссии по расследованию катастрофы было однозначным – лёд Атлантики оказался крепче стали. Он вспорол подводную часть корпуса «Титаника», как консервную банку. Рана была ужасная: длина её достигала 100 метров, а из шестнадцати водонепроницаемых отсеков шесть были повреждены. Этого оказалось достаточным для того, чтобы гордый британец ушёл на дно и навсегда затих на громадной глубине, унеся с собой на морской грунт человеческие жизни и колоссальные материальные ценности.

Такой вердикт не убедителен для специалиста, да и человек, далёкий от кораблестроения, понимает, что несущей корпус огромного лайнера, бороздящего океаны, никак не может напоминать консервную банку. Подтаявший лёд старичка-айсберга тоже не обладает достаточной твёрдостью, которая, судя по заключению, должна была превосходить крепость алмаза, чтобы пропороть на десятки метров стальную обшивку многотонного пассажирского судна.

Можно сколь угодно долго строить различные предположения и гипотезы, но дать ответы на все вопросы по силам только практическим исследованиям. В данной ситуации, учитывая глубину на которой залёг «Титаник», изыскательские работы стали возможны не ранее 80-х годов XX века. Именно к этому времени появились глубоководные аппараты, способные долгое время находиться на 4-х километровой глубине.

Первой такой ласточкой была экспедиция американского океанолога Роберта Балларда, которая в сентябре 1985 года прибыла к месту трагедии на судне «Кнор». Она имела на вооружении глубоководный буксируемый комплекс «Арго». Именно он и определил глубину залегания останков «Титаника». Толща воды в этом месте составила 3 750 метров. Судно лежало на морском дне, расколотое на две части, расстояние между ними равнялось примерно 600 метрам.

Видимых повреждений, послуживших причиной гибели океанского лайнера, обнаружено не было. Роберт Баллард посчитал, что они скрыты грунтом, в котором увязла многотонная конструкция. Рваная рана на корпусе «Титаника» не была найдена и во время второй экспедиции, организованной американским учёным в 1986 году.

По проторенной дорожке пошли французские и американские специалисты. Летом 1987 года они прибыли в воды Атлантического океана и провели на месте катастрофы долгих два месяца. Используя глубоководный аппарат «Наутил», исследователи подняли со дна более 900 предметов, находящихся на борту затонувшего корабля. Это были образцы корабельной утвари, часть из которой попала в музеи, а часть разошлась по частным коллекциям.


Подводный аппарат обследует затонувший Титаник
Наконец, в 1991 году на место гибели «Титаника» прибыло судно «Академик Мстислав Келдыш». На его борту находилась международная научно-исследовательская экспедиция, возглавляемая канадским геологом-океанографом Стивом Бласком. В распоряжении экспедиции было два автономных подводных аппарата «Мир-1» и «Мир-2». На них исследователи совершили 38 погружений. Был обследован корпус судна, взят образец бортовой обшивки, проведены кино, видео и фотосъёмки.

Несмотря на все старания, рваной дыры, длинной несколько десятков метров, обнаружено не было. Зато удалось найти пробоину, величина которой не превышала квадратный метр, и были замечены многочисленные трещины по линиям заклёпок.

Отколовшийся от корпуса «Титаника» стальной обломок отправили на испытание. Его проверили на ломкость металла – вывод оказался не утешительным: опытный образец отличался поразительной хрупкостью. Это можно было списать на долгие 80 лет на морском дне, которые значительно повлияли на свойства стали. Поэтому для объективности картины был испытан аналогичный кусок металла, сохранившийся на судостроительной верфи с 1911 года. Результат был почти таким же.

В это трудно поверить, но корпус «Титаника» не отвечал нормативным требованиям. Он был сделан из материала с высоким содержанием сернистых соединений. Последние и придали стальной конструкции высокую ломкость, которая в сочетании с ледяной водой сделала её очень хрупкой.

Если бы корпус был сделан из стали, отвечающей всем нормам и требованиям, то после соприкосновения с айсбергом, он бы прогнулся, но сохранил свою целостность. В данной же ситуации, судно задело правым бортом айсберг – причём удар был небольшой силы, но хрупкая обшивка «Титаника» не выдержала и его. Она раскололась по линиям заклёпок ниже ватерлинии. В образовавшиеся отверстия хлынула ледяная вода, которая мгновенно заполнила нижние отсеки и, скорее всего, послужила причиной взрыва раскалённых паровых котлов.

Огромное судно стало стремительно погружаться в воды Атлантики. По словам очевидцев, вначале «Титаник» тонул на ровном киле, что указывает на то, что нижние отсеки заполнялись водой равномерно. Затем появился дифферент на нос. Корма стала подниматься вверх, достигла вертикального положения, и многотонная махина очень быстро пошла ко дну. Уже на большой глубине, в силу высокого давления, «Титаник» раскололся на две части, которые растащило по дну океана на более чем 500 метров.

Выходит, что данная катастрофа не имеет ничего общего с тайнами Атлантического океана: вроде всё ясно. Да нет, торопиться с выводами не нужно. Как уже говорилось, существует много версий гибели океанского лайнера, и среди них нет ни одной, которую можно назвать истиной в последней инстанции. Существует множество других предположений, мнений очень авторитетных людей, рассматривающих причину страшной катастрофы совсем под другим углом зрения.

Так до наших дней бытует версия, что виновником аварии является сама компания «Уайт Стар Лайн» – владелец судна. Именно её руководители изначально планировали строительство «Титаника» с грубыми нарушениями всех возможных норм и правил. Целью этого грандиозного мошенничества было получение огромной страховки, которая могла бы поправить шаткое финансовое положение компании и спасти её от полного краха.

Именно поэтому, океанский лайнер, несмотря на предупреждения об айсбергах от находящихся в этом же районе судов, шёл с максимально возможной скоростью (20,5 миль в час). Задача у капитана судна была одна – спровоцировать столкновение «Титаника» с огромной плавучей льдиной.

Скорее всего никто даже и предположить не мог такого количества погибших людей, так как по всем расчётам выходило, что корабль будет тонуть долго. Главная ставка делалась на спасательные суда, у которые должно было хватить времени, чтобы добраться до места трагедии и успеть спасти всех пассажиров и находящиеся на борту ценности. Однако же, непредсказуемая судьба внесла свои коррективы в первоначальный сценарий.

Кроме этой довольно сомнительной и зыбкой версии есть и другая. Это пожар в угольном бункере. При длительном хранении, нижние слои угля начинают тлеть, выделяя взрывоопасный газ. Постепенно увеличивается температура, растёт концентрация паров газа. В такой ситуации взрыв может произойти от обычного толчка. Столкновение с айсбергом и стало тем детонатором, который вызвал огромный всплеск энергии, разорвавший и разваливший всю нижнюю часть судна.

Одним словом, и в наши дни нет единого мнения о причинах страшной трагедии. Раскрыть эту тайну Атлантического океана могут лишь останки корабля, покоящиеся на огромной глубине. Их скрупулёзное изучение десятками специалистов возможно только в нормальных земных условиях. Для этого нужно поднять «Титаник» со дна огромного водоёма.

Технически это осуществить чрезвычайно сложно. Что же касается финансовой стороны вопроса, то здесь другая картина. Хоть такие работы и будут стоить сумасшедших денег, но они с лихвой окупятся. Ведь не надо забывать, что на судне лежат слитки золота на сумму в 10 миллионов фунтов стерлингов. Тут также хранятся украшения, бриллианты, драгоценности богатейших людей мира, которые плыли на этом корабле. Фрагменты корпуса «Титаника», остатки интерьера, посуда уйдут с аукционов «на ура» по баснословным ценам.

Если рассматривать несчастный «Титаник», как источник материальных благ, то он отнюдь не одинок. Дно Атлантического океана – это Клондайк, Эльдорадо. Здесь лежит огромное количество кораблей, которые просто набиты драгоценными металлами, бриллиантами, другими ценностями, которые способны озолотить любого, кто доберётся до них. В этом то как раз и весь вопрос: пробиться сквозь толщь океанических вод – задача неподъёмная не только для отдельных авантюристов, но и для серьёзных фирм, и солидных финансовых структур.

На начало XXI века существует немало компаний, специализирующихся на розыске затонувших кораблей. Овчинка стоит выделки, так как по оценке экспертов, только на дне Атлантики покоится не менее 80 000 судов всех стран и народов, потерпевших кораблекрушение за последние 400 лет, на борту которых лежит ценностей на сумму в 600 млрд. долларов.

Одна из таких компаний – американская компания «Одиссей» – обнаружила в 2007 году, в районе Канарских островов, испанское парусное судно. На его борту находилось 500 тыс. старинных золотых и серебряных монет. Их общий вес достигал 17 тонн, а стоимость равнялась 500 млн. долларов. Это на 100 млн. долларов больше тех богатств, которые были подняты в 1985 году с испанского галеона, затонувшего у берегов Флориды в двадцатые годы XVII века.

Львиная доля всех ценностей, ушедших на дно океана в XVI и в первой половине XVII веков, покоится именно на испанских судах, которые непрерывным караваном везли в Европу из Америки награбленное у индейских народов золото, серебро, драгоценные камни и изделия из них.

По идее, добытое таким способом добро не может являться собственностью государства. Правительство Испании рассудило иначе. В начале XXI века оно объявило 800 затонувших в XVI-XVIII веках испанских судов, перевозивших незаконно приобретённую утварь, – национальным достоянием. Денежный же эквивалент всего этого богатства оценивается в 130 млрд. долларов.

Подводные клады доступны для поисковых команд в прибрежных зонах Атлантического океана. Здесь, как правило, суда тонули, наскочив на мели или рифы. На бескрайних же водных просторах, где под килем лежит не менее 3000 метров, перевозившие груз галеоны, бригантины, фрегаты, а затем пароходы, теплоходы, яхты, линкоры шли на дно, испытав на себе всю мощь и силу океанских бурь (высота волн в Атлантике часто достигает 10-15 метров) или коварство и жестокость пиратских кораблей и подводных лодок врага в годы военных действий.

Соотношение же судов, утонувших в прибрежных зонах и в открытом океане за последние 400 лет, равно 85 к 15. То есть, оказывается, что чем ближе к берегу, тем опаснее. Только каждое седьмое судно гибло на бескрайних и величественных просторах Атлантического океана, остальные плавучие средства тонули в видимости родных или чужих берегов, до которых, как говорится, было рукой подать.

Одним из самых больших подводных кладбищ является пролив Ла-Манш. Его длина составляет 520 км, ширина на западе 180 км, на востоке 32 км, а глубина 35 м. Только в некоторых местах глубина превышает эту отметку и доходит до 170 м. Здесь много отмелей, часты туманы. На дне пролива покоится бессчетное множество судов, особенно в его западной части.

По количеству кораблекрушений не отстают и воды в районе мыса Гаттерас (штат Северная Каролина, США). Здесь находится узкая длинная коса, восточный выступ которой собственно и является злополучным мысом. Это место характерно бесчисленными мелями, постоянными штормами, туманами, сильными течениями. Суда, отважившиеся приблизиться к этим берегам, подвергают себя вполне реальной опасности – проявление беспечности, легкомыслия и игнорирования лоции, практически постоянно, приводит к трагическим последствиям.


Бермудский треугольник
Самой же пожалуй интригующей тайной Атлантического океана можно назвать Бермудский треугольник. Его вершины лежат на южной оконечности Флориды, Бермудских островах и Пуэрто-Рико. Он входит в так называемый пояс Дьявола, частью которого является также Дьявольский треугольник, расположенный в тихоокеанских водах, вокруг острова Миякэ (Япония).

Ажиотаж, вокруг этого, на первый взгляд ничем непримечательного места, возник во второй половине XX века. Раньше, на протяжении сотен лет, вроде всё было нормально. Суда чинно пересекали это пространство океана, а находящиеся на них экипажи даже и не догадывались, какой смертельной опасности они себя подвергали.

Подобному возмутительному легкомыслию положил конец 1950 год. Именно тогда вышла небольшая статья корреспондента Ассошиейтид Пресс Эдварда Джонсона. Это была даже не статья, а тоненькая брошюрка, изданная во Флориде небольшим тиражом. Название она имела «Бермудский треугольник», а изложенные в ней факты рассказывали о таинственных исчезновениях судов и самолётов в районе Бермудских островов.

Внимание общественности она никаким боком не привлекла, но видимо заставила обратить на себя внимание отдельных людей, кормящихся от сенсаций и тиражей бестселлеров. Впрочем, понадобилось почти 15 лет, прежде чем свет увидела статья Винсента Гладдиса под названием «Смертоносный Бермудский треугольник». Напечатана она была в 1964 году в спиритическом журнале. С небольшим перерывом вышла книга этого же автора – «Невидимые горизонты». В ней, таинственному участку океана отводилась уже целая глава.

Более детальный солидный и ёмкий труд был предоставлен на суд читателей через десять лет. Автором этого бестселлера, названного просто и лаконично, – «Бермудский треугольник», стал Чарльз Берлиц. В ней приводилось множество данных о таинственных исчезновениях морских и воздушных судов, а также описывались непонятные явления, связанные с изменением свойств времени и пространства. Солидные издательства разных стран перепечатали эту книгу, и, за короткий срок, о Бермудском треугольнике узнали десятки миллионов граждан, живущих в разных концах планеты.

В любом деле всегда найдутся въедливые скептики, которых хлебом не корми, а дай ложкой дёгтя испортить бочку с мёдом. Удар по так удачно и динамично распространяющейся сенсации был нанесён уже в следующем 1975 году американским журналистом Лоренсом Дэвидом Куше. Сей господин не оставил камня на камне от всех доводов и утверждений Чарльза Берлица на страницах своей книги «Тайна Бермудского треугольника разгадана».

К чести автора, содержание книги отнюдь не бездоказательная критика, в основе которой лежала бы зависть к более удачному и пронырливому коллеге, а серьёзное исследование, базирующееся на кропотливом изучении документов и рассказах очевидцев. Именно на основании фактического материала было выявлено множество ошибок, неточностей, а иногда и откровенных мистификаций в работе Чарльза Берлица.

Вывод книги Лоренса Дэвида Куше однозначен: ничего таинственного, сверхъестественного, необъяснимого в Бермудском треугольнике не происходит. Статистика трагедий на этом участке Атлантического океана соответствует аналогичным данным в любом другом месте огромного водоёма. Таинственные исчезновения материальных объектов выдуманы, а рассказы о брошенных экипажами судах, о потерянном времени, о мгновенном перемещении в пространстве на сотни километров – миф.

Критики аномальных явлений – люди трезвомыслящие. Чтобы в чём-то их убедить, нужно предоставить железные доказательства этого явления. Но в повседневной жизни всё не так просто. То, что лежит за гранью реального, не поддаётся объяснению с точки зрения законов физики, механики или химии. Здесь скорее доминирует человеческое воображение и вера в таинственное и необычное.

К слову сказать, многие паранормальные явления, имеющие место в Бермудском треугольнике, можно истолковать, как прямое следствие обычных банальных процессов, происходящих в водах Атлантики. К примеру, таинственное исчезновение морских судов имеет простое объяснение, связанное с выбросами метана. Этот газ вырывается из находящихся на морском дне залежей газовых гидратов и насыщает собой воду. Плотность последней резко падает. Попавшее на такой участок океана судно мгновенно тонет.

Вырвавшийся на свободу метан не ограничивается только водной средой. Он поднимается в воздух и также снижает его плотность. Это может повлечь за собой гибель воздушных судов, которую объяснить находящимся на земле людям практически невозможно. Не надо забывать, что газ очень быстро рассеивается как в водной, так и в воздушной среде. То есть он является убийцей, не оставляющим после себя никаких следов.

Аномалии со временем можно объяснить повышенной активностью магнитного поля в зоне Бермудского треугольника. Оказавшиеся в сгустке магнитных сил пассажиры самолёта могут убедиться в их воздействии, глядя на остановившиеся или замедлившие свой ход стрелки ручных часов. По прошествии какого-то времени негативный фактор исчезает, часы опять начинают идти нормально, но все без исключения отстают на одинаковое количество минут. Это порождает ложное мнение, что самолёт пропадал в другом измерении.

Если же говорить о найденных в океане судах, на которых не было ни одного члена экипажа, то здесь вину можно свалить на инфразвук, который возникает на водной поверхности при определённых условиях. Мозг человека, сердце, другие органы его тела – все они имеют свою частоту колебаний. Если какие-то из них совпадут с частотой инфразвука, то получившийся резонанс может безжалостно ударить по психике людей, повергнуть их в ужас и панику, заставить прыгать за борт и гибнуть в воде.

Все представленные доводы выглядят вполне убедительно и реалистично. Но нельзя забывать, что это не доказательства, а только предположения. Сторонники паранормальной версии также могут выложить на суд общественности своё видение проблемы, которое будет не менее убедительным и найдёт много приверженцев.

Где же истина? Наверное, как всегда, посередине. Трезвый взгляд в сочетании с верой в необычное и сверхъестественное будет более продуктивным в решении загадок не только Бермудского треугольника, но и других тайн Атлантического океана, которых великое множество как на его поверхности, так и в тёмных глубинах.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных и российских изданий
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Погода в Украине
    Copyright MyCorp © 2017 Счетчик цитирования Яндекс.Метрика Сделать бесплатный сайт с uCoz