Тайны и загадки булгаковской Москвы
Если
задать любому москвичу вопрос, кого считать здешним «гением места», то
в большинстве случаев вам назовут имя Михаила Афанасьевича Булгакова.
Бродя по столице, невольно ассоциируешь ее улицы и дома с событиями
«Мастера и Маргариты»… Об особенностях булгаковской Москвы рассуждает
писатель, автор книги «Тайны и загадки Москвы» Ирина Шлионская.
Центром булгаковской «топографии» является, пожалуй, вовсе не
квартира № 50 в доме № 10 по Садовой, где сейчас расположен музей его
имени, а знаменитый Дом Пашкова, откуда герои романа прощались с
российской столицей.
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из
самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу
их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь», –
говорится в книге.
«Пашков дом» не только являлся в то время «одним из красивых зданий
Москвы», но и имел богатую историю. Выстроен он был в 1784-1786 годах по
заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова.
Автором проекта предположительно стал знаменитый архитектор В.И.
Баженов. Согласно легенде, архитектор специально «отвернул» свое детище
от Кремля – якобы в отместку Екатерине II, с которой у Баженова не
ладились отношения.
В 1839 году дом был приобретен казной для Московского Университета. С
1843 года здесь размещался Дворянский институт, затем здание было
передано Румянцевскому музею. По преданиям, здесь в XIX веке проходили
собрания тайного общества масонов. Возможно, именно это послужило для
Булгакова мотивом ввести здание в сюжет. Ныне же «Пашков дом» известен
как знаменитая «Ленинка», или Российская государственная библиотека.
У «Дома Грибоедова», где, по Булгакову, размещался ресторан
МАССОЛИТа, тоже есть реальный московский прототип. Это «Дом Герцена» на
Тверском бульваре, где теперь расположен Литературный институт. Здесь в
20-е годы действительно находился ресторан, куда были вхожи члены
многочисленных тогда в Москве писательских ассоциаций.
В том же романе «Мастер и Маргарита» первое знакомство с нечистой
силой происходит на Патриарших прудах. Вряд ли выбор этого места
случаен.
Когда-то в районе нынешних московских улиц Тверской бульвар, Садовая,
Тверская и Малая Никитская лежал обширный пустырь, где местные жители
пасли коз. А рядом – болото, прозванное Козьим. (В честь него получили
название Большой и Малый Козихинские переулки.) Хотя, по иной версии,
название болота пошло от Козьего двора, откуда шерсть отправляли к
царскому и патриаршему дворам.
Из Козьего болота вытекал еще ручей со зловещим названием Черторый.
Людям здесь становилось не по себе, лошади, проезжая мимо, шарахались в
сторону. А еще здесь водились лихие люди, нападавшие на проезжавших мимо
купцов. Ограбив несчастных, разбойники убивали их и топили трупы в
трясине. Иные сами забредали сюда по глупости или любопытству – и
находили смерть.
В начале XVII века это место избрал для своей резиденции тогдашний
патриарх Всея Руси Гермоген. Так появилась здесь Патриаршая слобода. А в
1683-84 годах уже другой патриарх – Иоаким – распорядился осушить
болота.
Для этого были вырыты три пруда, от них позднее возникло название
Трехпрудного переулка – того самого, в котором родилась и жила Марина
Цветаева. Пруды были освящены и получили название Патриарших.
Прошли годы, Патриаршая слобода пришла в упадок, а позднее было
отменено и само патриаршество. Пруды постепенно вновь стали
заболачиваться. В начале XIX века их зарыли, сделав один декоративный
прудик и разбив вокруг него сквер. Название Патриаршие, правда, при этом
сохранили.
При советской власти Патриаршие пруды были и вовсе переименованы в
Пионерские. Правда, под таким названием они просуществовали недолго.
При этом Патрики (так звали их в народе) и по сей день пользуются
недоброй колдовской славой, что заставляло многих москвичей обходить их
стороной. Не рекомендуется, к примеру, гулять здесь после захода солнца в
одиночку – можно якобы столкнуться с нечистой силой…
Между тем, мало кто догадывается о том, что многие детали
булгаковской Москвы на самом деле «позаимствованы» писателем из… его
киевской биографии!
Вот описание пейзажа, который видит Маргарита по дороге на шабаш:
«Под ветвями верб, усеянными нежными, пушистыми сережками, видными в
луне, сидели в два ряда толстомордые лягушки и, раздуваясь как
резиновые, играли на деревянных дудочках бравурный марш…» Это
точь-в-точь Лягушки, которых можно увидеть на верхнем карнизе Дома с
химерами Владислава Городецкого.
Что же касается гибели Берлиоза под трамваем, то этот трагический
сюжет мог быть навеян Булгакову несчастным случаем с киевским
архитектором Зекцером, который, попав под трамвай, скончался, правда, не
сразу, в больнице на Рейтарской, 22. На той же улице, в доме под
номером 25, как раз напротив больницы, в 1913 году жил сам писатель…
Источник: http://www.edengarden.ru/ |