Вторник, 24.10.2017, 08:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Непознанное
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [34]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Мои статьи

Тайны и загадки булгаковской Москвы

Тайны и загадки булгаковской Москвы

Если задать любому москвичу вопрос, кого считать здешним «гением места», то в большинстве случаев вам назовут имя Михаила Афанасьевича Булгакова. Бродя по столице, невольно ассоциируешь ее улицы и дома с событиями «Мастера и Маргариты»… Об особенностях булгаковской Москвы рассуждает писатель, автор книги «Тайны и загадки Москвы» Ирина Шлионская.

Центром булгаковской «топографии» является, пожалуй, вовсе не квартира № 50 в доме № 10 по Садовой, где сейчас расположен музей его имени, а знаменитый Дом Пашкова, откуда герои романа прощались с российской столицей.

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь», – говорится в книге.

«Пашков дом» не только являлся в то время «одним из красивых зданий Москвы», но и имел богатую историю. Выстроен он был в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова. Автором проекта предположительно стал знаменитый архитектор В.И. Баженов. Согласно легенде, архитектор специально «отвернул» свое детище от Кремля – якобы в отместку Екатерине II, с которой у Баженова не ладились отношения.

В 1839 году дом был приобретен казной для Московского Университета. С 1843 года здесь размещался Дворянский институт, затем здание было передано Румянцевскому музею. По преданиям, здесь в XIX веке проходили собрания тайного общества масонов. Возможно, именно это послужило для Булгакова мотивом ввести здание в сюжет. Ныне же «Пашков дом» известен как знаменитая «Ленинка», или Российская государственная библиотека.

У «Дома Грибоедова», где, по Булгакову, размещался ресторан МАССОЛИТа, тоже есть реальный московский прототип. Это «Дом Герцена» на Тверском бульваре, где теперь расположен Литературный институт. Здесь в 20-е годы действительно находился ресторан, куда были вхожи члены многочисленных тогда в Москве писательских ассоциаций.

В том же романе «Мастер и Маргарита» первое знакомство с нечистой силой происходит на Патриарших прудах. Вряд ли выбор этого места случаен.

Когда-то в районе нынешних московских улиц Тверской бульвар, Садовая, Тверская и Малая Никитская лежал обширный пустырь, где местные жители пасли коз. А рядом – болото, прозванное Козьим. (В честь него получили название Большой и Малый Козихинские переулки.) Хотя, по иной версии, название болота пошло от Козьего двора, откуда шерсть отправляли к царскому и патриаршему дворам.

Из Козьего болота вытекал еще ручей со зловещим названием Черторый. Людям здесь становилось не по себе, лошади, проезжая мимо, шарахались в сторону. А еще здесь водились лихие люди, нападавшие на проезжавших мимо купцов. Ограбив несчастных, разбойники убивали их и топили трупы в трясине. Иные сами забредали сюда по глупости или любопытству – и находили смерть.

В начале XVII века это место избрал для своей резиденции тогдашний патриарх Всея Руси Гермоген. Так появилась здесь Патриаршая слобода. А в 1683-84 годах уже другой патриарх – Иоаким – распорядился осушить болота.

Для этого были вырыты три пруда, от них позднее возникло название Трехпрудного переулка – того самого, в котором родилась и жила Марина Цветаева. Пруды были освящены и получили название Патриарших.

Прошли годы, Патриаршая слобода пришла в упадок, а позднее было отменено и само патриаршество. Пруды постепенно вновь стали заболачиваться. В начале XIX века их зарыли, сделав один декоративный прудик и разбив вокруг него сквер. Название Патриаршие, правда, при этом сохранили.

При советской власти Патриаршие пруды были и вовсе переименованы в Пионерские. Правда, под таким названием они просуществовали недолго.

При этом Патрики (так звали их в народе) и по сей день пользуются недоброй колдовской славой, что заставляло многих москвичей обходить их стороной. Не рекомендуется, к примеру, гулять здесь после захода солнца в одиночку – можно якобы столкнуться с нечистой силой…

Между тем, мало кто догадывается о том, что многие детали булгаковской Москвы на самом деле «позаимствованы» писателем из… его киевской биографии!

Вот описание пейзажа, который видит Маргарита по дороге на шабаш: «Под ветвями верб, усеянными нежными, пушистыми сережками, видными в луне, сидели в два ряда толстомордые лягушки и, раздуваясь как резиновые, играли на деревянных дудочках бравурный марш…» Это точь-в-точь Лягушки, которых можно увидеть на верхнем карнизе Дома с химерами Владислава Городецкого.

Что же касается гибели Берлиоза под трамваем, то этот трагический сюжет мог быть навеян Булгакову несчастным случаем с киевским архитектором Зекцером, который, попав под трамвай, скончался, правда, не сразу, в больнице на Рейтарской, 22. На той же улице, в доме под номером 25, как раз напротив больницы, в 1913 году жил сам писатель…



Источник: http://www.edengarden.ru/
Категория: Мои статьи | Добавил: torr (05.12.2011)
Просмотров: 2850 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Погода в Украине
    Copyright MyCorp © 2017 Счетчик цитирования